Формирование личности

Единого определения личности не существует: слишком много наук и научных школ интересуется личностью, и каждая предлагает собственное определение.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Формирование личности

Впрочем, несмотря на обилие подходов к пониманию личности, существуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.

С детства

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

Конфликт мотивов

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

Личностный рост

Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.

Источники

  • Burbach L., Halbach P., Ziefle M., Calero Valdez A. Opinion Formation on the Internet: The Influence of Personality, Network Structure, and Content on Sharing Messages Online. // Front Artif Intell — 2020 — Vol3 — NNULL — p.45; PMID:33733162
  • Hepp J., Kieslich PJ., Wycoff AM., Bertsch K., Schmahl C., Niedtfeld I. Mouse-tracking reveals cognitive conflict during negative impression formation in women with Borderline Personality Disorder or Social Anxiety Disorder. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0247955; PMID:33662030
  • Topolewska-Siedzik E., Cieciuch J. Trajectories of Identity Formation Modes and Their Personality Context in Adolescence. // J Youth Adolesc — 2018 — Vol47 — N4 — p.775-792; PMID:29492870
  • Svistushkin VM., Morozova SV., Savvateeva DM. [The role of the students’ research groups in the formation of the system of values as a personality trait of the future doctor]. // Vestn Otorinolaringol — 2017 — Vol82 — N1 — p.78-80; PMID:28252596
  • Hüttner SM., Linden M. Modification of First Impression Formation and "Personality" by Manipulating Outer Appearance. // Psychopathology — 2017 — Vol50 — N2 — p.141-145; PMID:28103604
  • Brown GD., Fincher CL., Walasek L. Personality, Parasites, Political Attitudes, and Cooperation: A Model of How Infection Prevalence Influences Openness and Social Group Formation. // Top Cogn Sci — 2016 — Vol8 — N1 — p.98-117; PMID:26612490
  • Enokido M., Suzuki A., Sadahiro R., Matsumoto Y., Shibuya N., Goto K., Otani K. Implication of P-glycoprotein in formation of depression-prone personality: association study between the C3435T MDR1 gene polymorphism and interpersonal sensitivity. // Neuropsychobiology — 2014 — Vol69 — N2 — p.89-94; PMID:24577069
  • Hill PL., Allemand M., Grob SZ., Peng A., Morgenthaler C., Käppler C. Longitudinal relations between personality traits and aspects of identity formation during adolescence. // J Adolesc — 2013 — Vol36 — N2 — p.413-21; PMID:23415576
  • Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. // J Pers Soc Psychol — 2013 — Vol104 — N2 — p.371-84; PMID:22984832
  • Авторы не найдены [The social motivations in formation of personality in schoolchildren of adolescent age (11-13 years)]. // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2012 — Vol — N5 — p.10-2; PMID:22279801

Источник medportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *